Бессмертие
Самоубийство
Теории старения
Стадии умирания
Смерть с биологической точки зрения
Танатология
Как измерить свой стресс
Адаптационный синдром
Стресс
Фобии известных людей
Защитные механизмы психики
Дисморфофобия
Социофобия
Страхи и фобии
Гештальт-терапия
Телесно ориентированная терапия
Арт-терапия
Не все психологи одинаково полезны
Внутриличностный конфликт
Гуманистический подход в психотерапии
Психодрама
Комплексы
Защитные механизмы психики
Психоанализ
Психотерапия и психоанализ
Причины супружеских измен
Семейная жизнь и появление ребенка
Структура семьи
Браки разные нужны
Как мы выбираем брачных партнеров
Ваша семья зрелая или проблемная?
Умение увольняться
Манипуляции на переговорах
Конфликты в организациях
Моббинг: Tравля на рабочем месте
Личность внутри корпорации
Новичок в коллективе
Эффективное собеседование
Семь мифов об IQ
Адаптация
Мышление
Формирование личности
Внимание
Как хранятся наши воспоминания
Запоминание и другие процессы памяти
Память
Интеллект
Способности и одаренность
Мотивация
Самооценка
Характер
Что затрудняет общение
Стили общения
Стереотипы
Особенности невербального общения
Персональное пространство человека
Я-концепция и восприятие себя
Что влияет на сближение людей
Для чего мы общаемся?
Что затрудняет общение
Заложники: пособие по выживанию
Манипуляции на переговорах
Как выйти из конфликта
Внутриличностный конфликт
Конфликты в организациях
Конфликтные личности
Анализ конфликта
Конфликтология
Подростковый кризис
Психологическая подготовка к школе
Стили воспитания и их влияние на ребенка
Критические и стабильные периоды
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?
Способности ребенка: врожденное или приобретенное?
Демонстративный ребенок
Гиперактивный ребенок
Тревожный ребенок
Агрессивный ребенок
Этапы нравственного развития у детей
Этапы умственного развития ребенка
Возрастные задачи развития у детей
Детская психология
Маниакально-депрессивный психоз
Посттравматический синдром
Сезонная депрессия
Возрастная депрессия в старости
Восемь мифов о лечении депрессии
Послеродовая депрессия
Как возникает депрессия
Депрессивные состояния
Жизнь в ожидании пенсии
Возрастная депрессия в старости
Кризис 40 лет у женщин
Кризис 40 лет: модели поведения мужчин
Кризис середины жизни
Женские модели поведения при кризисе тридцатилетия
Кризис тридцати лет
Критические и стабильные периоды
Подростковый кризис
Возрастные задачи развития у детей
Возрастная психология
Способности ребенка: врожденное или приобретенное?
МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ - Психология- информациия по теме психологии

Способности ребенка: врожденное или приобретенное?

 

Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений.

Один из самых сложных вопросов – о происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни? Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства.

Способности – это врожденное

1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

2. О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

3. Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

4. Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Способности могут быть сформированы в течение жизни

1. Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.

2. Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.

3. Исследователями были выявлены психологические факторы развития способностей:

- для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.

- познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.

- взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.

- у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.

Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #b487c5 #af8cb4 #3ac3c6