Бессмертие
Самоубийство
Теории старения
Стадии умирания
Смерть с биологической точки зрения
Танатология
Как измерить свой стресс
Адаптационный синдром
Стресс
Фобии известных людей
Защитные механизмы психики
Дисморфофобия
Социофобия
Страхи и фобии
Гештальт-терапия
Телесно ориентированная терапия
Арт-терапия
Не все психологи одинаково полезны
Внутриличностный конфликт
Гуманистический подход в психотерапии
Психодрама
Комплексы
Защитные механизмы психики
Психоанализ
Психотерапия и психоанализ
Причины супружеских измен
Семейная жизнь и появление ребенка
Структура семьи
Браки разные нужны
Как мы выбираем брачных партнеров
Ваша семья зрелая или проблемная?
Умение увольняться
Манипуляции на переговорах
Конфликты в организациях
Моббинг: Tравля на рабочем месте
Личность внутри корпорации
Новичок в коллективе
Эффективное собеседование
Семь мифов об IQ
Адаптация
Мышление
Формирование личности
Внимание
Как хранятся наши воспоминания
Запоминание и другие процессы памяти
Память
Интеллект
Способности и одаренность
Мотивация
Самооценка
Характер
Что затрудняет общение
Стили общения
Стереотипы
Особенности невербального общения
Персональное пространство человека
Я-концепция и восприятие себя
Что влияет на сближение людей
Для чего мы общаемся?
Что затрудняет общение
Заложники: пособие по выживанию
Манипуляции на переговорах
Как выйти из конфликта
Внутриличностный конфликт
Конфликты в организациях
Конфликтные личности
Анализ конфликта
Конфликтология
Подростковый кризис
Психологическая подготовка к школе
Стили воспитания и их влияние на ребенка
Критические и стабильные периоды
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?
Способности ребенка: врожденное или приобретенное?
Демонстративный ребенок
Гиперактивный ребенок
Тревожный ребенок
Агрессивный ребенок
Этапы нравственного развития у детей
Этапы умственного развития ребенка
Возрастные задачи развития у детей
Детская психология
Маниакально-депрессивный психоз
Посттравматический синдром
Сезонная депрессия
Возрастная депрессия в старости
Восемь мифов о лечении депрессии
Послеродовая депрессия
Как возникает депрессия
Депрессивные состояния
Жизнь в ожидании пенсии
Возрастная депрессия в старости
Кризис 40 лет у женщин
Кризис 40 лет: модели поведения мужчин
Кризис середины жизни
Женские модели поведения при кризисе тридцатилетия
Кризис тридцати лет
Критические и стабильные периоды
Подростковый кризис
Возрастные задачи развития у детей
Возрастная психология
Старший ребенок в семье - самый сообразительный?
МЕДИЦИНСКИЙ ПОРТАЛ - Психология- информациия по теме психологии

Старший ребенок в семье - самый сообразительный?

 

Существует немало псевдопсихологических книг, пытающихся объяснить зависимость интеллектуальных способностей ребенка от его порядка рождения в семье. Все они сильно преувеличивают связь между этими двумя явлениями. Однако в том, что такая связь существует, нет сомнений. Первенцы в семье, как правило, раньше начинают говорить, более активны, лучше учатся в школе и чаще демонстрируют более высокие результаты в тестах на интеллект. Разобраться, как на самом деле обстоит с порядком рождения и его влиянием на интеллект ребенка, исследователям удалось в 70-е годы XX века.

В начале семидесятых в Нидерландах осуществлялся крупный исследовательский проект. Предполагалось изучить влияние недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны. Частью этого исследования был тест Равена на интеллектуальное развитие: его выполнили 350000 голландских мужчин в возрасте 19 лет. Двое исследователей, работавших над этим проектом, совершенно неожиданно для себя увидели тесную связь между порядком рождения испытуемого и его результатами теста: чем больше у испытуемого старших братьев или сестер, тем были ниже его показатели по тесту Равена.

Трактовку этим данным дали другие ученые – Роберт Зайонц и Грегори Маркус. Они предположили, что дети имеют более высокие интеллектуальные возможности, если вырастают в окружении, которое стимулирует их развитие. Ученые предложили ввести такой показатель, как средний коэффициент интеллекта семьи. Когда пара заводит ребенка, интеллектуальный климат семьи создается двумя взрослыми и одним младенцем. Если считать, что каждый взрослый имеет условную оценку в 100 пунктов (это не коэффициент интеллекта, а условная шкала), то новорожденный – в 0 пунктов. Следовательно, чтобы вычислить средний интеллектуальный уровень семьи, необходимо сложить интеллектуальный вклад всех членов семьи и разделить на их количество. В семье с новорожденным это будет 67 (то есть, 100 + 100 + 0 / 3 = 67). Теперь предположим, что вклад ребенка в интеллектуальный климат семьи каждый год увеличивается на 5 пунктов. Если в этой семье через 2 года родится второй ребенок, то общий интеллектуальный уровень семьи будет составлять уже 52,5 пунктов.

Но значит ли это, что чем больше детей, тем сильнее «тупеет» семья? Если создать модель, в которой каждые два года в семье будет появляться новый ребенок, то становится видно, что интеллектуальный уровень семьи падает до рождения пятого ребенка, а потом медленно начинает идти вверх.

Впрочем, на воспитание пятерых (и более) детей готова далеко не каждая семья. Но означает ли такая динамика интеллектуального развития, что чем меньше в семье детей, тем лучше это сказывается на их умственных способностях. Как выяснилось, не совсем. В голландском исследовании сказался так называемый «эффект единственного ребенка». Оценки единственных детей по тесту Равена в среднем находились на одном уровне с результатами старших детей в семьях с четырьмя детьми.

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #b487c5 #af8cb4 #3ac3c6